Петренко, Владимир ДмитриевичШатайкин, Евгений М.Штандарин, Анатолий МихайловичТютькин, Алексей ЛеонидовичКуприй, Владимир Павлович2018-07-162018-07-162017Петренко, В. Д. Параметры и технология экспериментальных взрывов при проходке левого перегонного тоннеля метрополитена в г. Днепре / В. Д. Петренко, Е. М. Шатайкин, А. М. Штандарин, А. Л. Тютькин, В. П. Куприй // Електромагнітна сумісність та безпека на залізничному транспорті. – 2017. – № 13. – С. 95–102. – DOI: 10.15802/ecsrt2017/136866.2223–5620 (Print)2411–1554 (Online)http://eadnurt.diit.edu.ua/jspui/handle/123456789/10646http://ecsrt.diit.edu.ua/article/view/136866http://ecsrt.diit.edu.ua/article/view/136866/pdf_138В. Петренко: ORCID 0000-0002-5902-6155; А. Тютькин: ORCID 0000-0003-4921-4758; В. Куприй: ORCID 0000-0002-7564-5191RUS:Рассмотрены вопросы эффективного применения буровзрывных работ при проведении трех опытных взрывов в перегонном тоннеле Днепропетровского метрополитена. Обоснована необходимость комбинированного применения короткозамедленного и замедленного взрывания шпуровых зарядов для обеспечения высокого уровня основных показателей проходки и сейсмической безопасности для зданий и сооружений, находящихся вблизи объекта подземного взрыва. Предложено выполнять опытные взрывы врубовых зарядов с разделением их на три группы по два заряда в каждой, взрываемых через 20 мс. Кроме того, для повышения кпд взрыва применено расположение 9 незаряжаемых шпуров между врубовыми и вспомогательными зарядами. Представлены расчеты скоростей смещений частиц грунта и напряжений, возникающих в нём при взрыве, которые не превышают опасных значений по условиям сейсмической безопасности.UKR: Розглянуто питання ефективного застосування буровибухових робіт при проведенні трьох дослідних вибухів в перегінному тунелі Дніпропетровського метрополітену. Обґрунтована необхідність комбінованого застосування короткоуповільненого та уповільненого підривання шпурових зарядів для забезпечення високого рівня основних показників проходки і сейсмічної безпеки для будівель та споруд, що знаходяться поблизу об’єкта підземного вибуху. Запропоновано виконувати дослідницькі вибухи врубових зарядів з розподілом їх на три групи по два заряди в кожній, що підриваються через 20 мс. Крім того, для підвищення ккд вибуху застосовано розташування 9 шпурів, що не заряджаються, поміж врубовими та допоміжними зарядами. Представлено розрахунки швидкостей суміщень частинок ґрунту та напружень, що виникають в ньому під час вибуху, котрі не перевищують небезпечні значення по умовах сейсмічної безпеки.ENG: The problems of effective application of drilling and blasting operations during three experi-mental blasts in the Dnipropetrovsk subway tunnel are considered. The necessity of combined application of short-delay and delay blasting of the hole charges is substantiated to ensure a high level of basic indicators of driving and seismic safety for buildings and structures located near the object of the underground blast. It is proposed to carry out experimental blasts of cutting charges with their division into three groups from two charges in each, which are detonated in 20 msec. In addition, to increase the efficiency of the blast, were used the location of 9 uncharging holes between the cutting and auxiliary charges is applied. Calculations are given of the rates of displacement of soil particles and stresses arising in it during the blast, which do not exceed dangerous values on conditions of the seismic safety.ruтехнологияпараметры буровзрывных работкороткозамедленное взрываниезамедленное взрываниесейсмическая безопасностьтехнологіяпараметри буровибухових робіткороткоуповільнений вибухуповільнений вибухсейсмічна безпекаtechnologyparameters of drilling and blasting operationshot and delay blastingdelay blastingseismic safetyКМТПараметры и технология экспериментальных взрывов при проходке левого перегонного тоннеля метрополитена в г. ДнепреПараметри і технологія експериментальних вибухів при проходці лівого перегінного тунелю метрополітену у м. ДніпроParameters and Technology of Experimental Blasts during Drilling of the Left Running Tunnel of the Metro in the City of DnieperArticle