Маренич, Олександра Олександрівна2011-09-192011-09-192011Маренич, О. О. Підвищення надійності індивідуальних контакторів рухомого складу магістральних залізниць : авт. дис. к. т. н.: 05.22.07 / О. О. Маренич ; Дніпропетр. нац. ун-т залізн. трансп. ім. акад. В. Лазаряна. – Дніпропетровськ, 2011. – 23 c.УДК 629.423.02-192 М 25http://eadnurt.diit.edu.ua/jspui/handle/123456789/759О. Маренич: ORCID 0000-0003-4162-1746UKR: Дисертація присвячена підвищенню надійності індивідуальних контакторів рухомого складу магістральних залізниць шляхом забезпечення певного коефіцієнту запасу по силі при критичному зазорі з метою отримання повного вмикання контактора та врахування струму термічної стійкості при виборі контакторів електричних кіл. Аналіз статистичних даних показав, що для 27% тягових електромагнітних контакторів (ТЕК) при мінімальній напрузі кіл керування співвідношення між тяговою та протидіючою характеристиками може не задовольнити умовам безумовного включення контактора, коли якір повинен повністю притягнутися до осердя. Встановлено, що в переліку технічних характеристик ТЕК відсутній струм термічної стійкості. Отримані аналітичні вирази для розрахунку дисперсій тягової та протидіючої характеристик ТЕК. Запропоновано метод підвищення точності визначення дисперсії тягової характеристики. Розроблені рекомендації щодо раціонального значення коефіцієнта запасу по силі при критичному зазорі з точки зору забезпечення повного вмикання контакторів при мінімальній напрузі кіл керування рухомим складом. З використанням класичної моделі параметричної надійності встановлена залежність значення імовірності повного вмикання контактора від критичного зазору у відносних одиницях. Доведено, що до переліку параметрів, якими характеризуються контактори рухомого складу у теперішній час, потрібно ввести струм термічної стійкості.RUS: Диссертация посвящена повышению надежности индивидуальных контакторов подвижного состава магистральных железных дорог путем обеспечения определенного коэффициента запаса по силе при критическом зазоре с целью получения полного включения контактора и принятия во внимание тока термической стойкости при выборе контакторов электрических цепей. Анализ статистических данных показал, что значительная часть тяговых электромагнитных контакторов (ТЭК) не включается при минимальном напряжении цепей управления подвижным составом, а из-за непринятия во внимание тока термической стойкости при выборе контакторов происходит существенная порча электрооборудования во время коротких замыканий, несмотря на то, что защита срабатывает в установленном порядке. Получены аналитические выражения для расчета дисперсий тяговой и противодействующей характеристик ТЭК. Доказано, что если при определении дисперсии тяговой характеристики ТЭК применить разложение этой существенно нелинейной функции в ряд Тейлора, то использование не двух (как это принято в настоящее время при линеаризации функций), а четырех первых членов существенно повышает точность определения дисперсии при критическом зазоре. Разработаны рекомендации по рациональному значению коэффициента запаса по силе при критическом зазоре с точки зрения обеспечения полного включения контакторов. С целью повышения надежности ТЭК подвижного состава рекомендуется дополнить нормативные документы по регулированию контакторов после ремонта следующими требованиями: - после регулирования снять тяговую и противодействующую характеристики с целью оценки превышения значения тяговой силы над противодействующей во всем диапазоне изменения воздушного зазора; - обеспечить рациональное значение коэффициента запаса по силе при критическом зазоре. Предложена вероятностная модель параметрической надежности силовых ТЭК подвижного состава, с помощью которой впервые установлена зависимость значения вероятности полного включения контактора от критического зазора в относительных единицах. Предложен метод определения рационального критического зазора для любого типа ТЭК. Полученные значения могут быть использованы при регулировании контакторов после ремонта. Предложен метод определения тока плавления материала контактов при коротком замыкании с учетом реальных условий работы электрооборудования подвижного состава. Показано, что реальные токи короткого замыкания могут в несколько раз превышать токи плавления материала контактов контакторов, которые находятся в эксплуатации в настоящее время, особенно при учете электродинамических сил отталкивания. Нашли дальнейшее развитие существующие представления о выборе контакторов для силовых цепей локомотивов, вагонов. В частности, доказано, что в перечень параметров, которыми характеризуются контакторы в цепях подвижного состава в настоящее время, необходимо ввести ток термической стойкости.ENG: The thesis deals with the reliability improvement of individual railway rolling stock contactors by ensuring the determined value of force safety factor at the critical air gap, in order to secure complete switching of a contactor, and taking into account the value of short-time thermal current, while choosing contactors for electrical circuits. Analysis of statistic data has shown that for 27% of traction electromagnetic contactors (TEC) the correlation of traction and counteracting characteristics at the minimal voltage in control circuits may not fulfil conditions of contactor complete switching (when an armature is fully attracted to a core). It was shown that the value of short-time thermal current is not specified in the list of TEC technical characteristics. To calculate dispersion of traction and counteracting characteristics an analytical expression has been developed; to increase accuracy of the calculation a new method has been proposed. Recommendations for choosing the rational value of force safety factor at the critical air gap have been developed in order to secure complete switching of contactors at the minimal voltage in control circuits of rolling stock. A dependence between probability of contactor complete switching and the critical air gap (in relative units) was found using a classical model of parametric reliability. It was proved that the short-time thermal current should be added to the list of parameters which characterize rolling stock contactors at the present time.рухомий склад залізниць та тяга поїздівтяговий електромагнітний контактортягова та протидіючі характеристикитяговий електромагнітний контактортягова та протидіючі характеристикидисперсія характеристикикоефіцієнт запасу по силіпараметрична надійністьструм термічної стійкостіподвижной состав железных дорог и тяга поездовтяговый электромагнитный контактортяговая и противодействующая характеристикидисперсия характеристикикоэффициент запаса по силепараметрическая надежностьток термической стойкостиtraction electromagnetic contactorforce safety factorparametric reliabilityshort-time thermal currentКТОЕПідвищення надійності індивідуальних контакторів рухомого складу магістральних залізницьПовышение надежности индивидуальных контакторов подвижного состава магистральных железных дорогReliability Improvement of Individual Railway Rolling Stock ContactorsThesis