Буряк, Сергій Юрійович2013-05-302013-05-302013Буряк, С. Ю. Диагностирование состояния поверхности катания колеса подвижного состава железных дорог / С. Ю. Буряк // Наука та прогрес транспорту. – 2013. – № 1. – С. 22–29. – Бібліогр. в кінці ст. – doi: 10.15802/stp2013/9576.2307–3489 (Print)2307 –6666 (Online)http://eadnurt.diit.edu.ua:82/jspui/handle/123456789/1670http://stp.diit.edu.ua/article/view/9576http://stp.diit.edu.ua/article/view/9576/9795С. Буряк: ORCID: 0000-0002-8251-785XRU: Цель. В настоящее время серьёзной проблемой является разрушительное воздействие колес с дефектами на рельсы во время движения. Этот фактор выступает одним из решающих, обуславливающих необходимость перехода от традиционных ручных методов проверки и внешнего осмотра к автоматизированной системе диагностики подвижного состава во время эксплуатации. Методика. Для достижения этой цели рассмотрены основные виды повреждений колёсных пар и пути их появления. Приведены методы определения дефектов и отклонений от нормы поверхности катания колеса, которые используются в настоящее время в зарубежной практике и практике стран СНГ, а также их преимущества и недостатки. Результаты. Исследован и проанализирован звуковой сигнал движущегося колеса с дефектом. Обоснована необходимость использования автоматизированной системы, которая позволит значительно уменьшить влияние человеческого фактора. Научная новизна. Предложен собственный метод определения повреждений поверхности катания колес на основании диагностирования по звуку. Практическая значимость. Автоматизация системы слежения за состоянием колес подвижного состава позволяет более качественно производить их диагностику, выявлять повреждения на ранних стадиях и давать прогноз скорости их развития. При этом, кроме указания в подвижном составе колеса с дефектом, также есть возможность проследить динамику развития повреждения и выдать рекомендации по его устранению.UK: Мета. На даний час великою проблемою є руйнуючий вплив коліс з дефектами на рейки під час руху. Цей фактор є одним з вирішальних, які обумовлюють необхідність переходу від традиційних ручних методів перевірки і зовнішнього огляду до автоматизованої системи діагностики рухомого складу під час експлуатації. Методика. Для досягнення цієї цілі розглянуті основні види пошкоджень колісних пар та шляхи їх появи. Наведено методи виявлення дефектів та відхилень від норми поверхні кочення колеса, які застосовуються в теперішній час в закордонній практиці та практиці країн СНД, також їх переваги та недоліки. Результати. Досліджений та проаналізований звуковий сигнал колеса з дефектом в русі. Обґрунтована необхідність використання автоматизованої системи, яка дозволяє значно зменшити вплив людського фактору. Наукова новизна. Запропоновано власний метод виявлення пошкоджень поверхні кочення колеса на основі діагностування за звуком. Практична значимість. Автоматизація системи стеження за станом коліс рухомого складу дозволяє більш якісно проводити діагностику їх пошкоджень, виявляти пошкодження на початкових стадіях і давати прогноз швидкості їх розвитку. При цьому, крім вказування місця знаходження пошкоджень у складі коліс, які мають дефекти, також є можливість прослідкувати динаміку їх розвитку та видавати рекомендації щодо їх усунення.EN: Purpose. At present, the devastating impact of faulty wheels on rails on the move is a major problem of railway transport. This factor is one of the most important, which causes the shift from traditional manual methods of verification and external examination to the automated diagnostic system of rolling stock in operation. Methodology. To achieve this goal the main types of wheel damages and the way they appear are analyzed. The methods for defects and abnormalities of the wheel thread determining as well as their advantages and disadvantages were presented. Nowadays these methods are under usage in both the international practice and in the one of the CIS countries. Findings. The faulty wheel sound on the move was researched and analyzed. The necessity of using the automated system, enabling one to reduce significantly the human factor is substantiated. Originality. The method to determine the wheel thread damage on the basis of a sound diagnostic is proposed. Practical value. Automatic tracking system of the wheels condition allows performing their more qualitative diagnostics, detecting a fault at the early stage and forecasting the rate of its extension. Besides detecting the location of the faulty wheel in the rolling stock, it is also possible to trace the dynamics of the fault extension and to give the recommendations on how to eliminate it.ru-RUколесная парадиагностирование по звукудефекты поверхности катанияповреждения колесных паравтоматизированные системы определения дефектовколісні паридіагностування за звукомдефекти поверхні коченняпошкодження колісних паравтоматизовані системи визначення дефектівwheel setsound diagnosticsdefects of the wheel threadwheel set damagesautomated system of defect detectionКАТЗДиагностирование состояния поверхности катания колеса подвижного состава железных дорогДіагностування стану поверхні кочення колеса рухомого складу залізницьDiagnostics of the Wheel Thread of Railway Rolling StockArticle